Стоунхендж был предметом многих теорий о его происхождении, назначении и методах строительства, от академических кругов археологии до объяснений из мифологии и паранормальных явлений.

Первые упоминания

Диодор Сицилийский (1 век до н.э.) упоминает Стоунхендж в отрывке своего сочинения «Историческая библиотека». Ссылаясь на Гекатея Абдерского, историка 4-го века до н.э. и «некоторых других», Диодор говорит, что в «земле за кельтами» (то есть в Галлии) есть «остров не меньше Сицилии». Жители этого места в основном поклоняются Аполлону, и здесь есть «великолепный священный участок Аполлона и известный храм сферической формы, который украшен множеством жертвоприношений». Некоторые авторы предполагают, что Диодор может указывать на Великобританию, и что сферический храм может быть ранним упоминанием Стоунхенджа.

Стоунхендж: теории

Некоторые археологи и исследователи отметили, что Диодор мог упоминать о Стоунхендже, но описание короткое, расплывчатое и есть расхождения. Например, описываемый климат настолько мягкий, что местные жители выращивают два урожая в год.

Легенды и мифы появления Стоунхенджа

Большинство ранних теорий выдвигались под влиянием сверхъестественных факторов. Этим объяснялись практически все загадочные моменты связанные со Стоунхендж. Некоторые легенды утверждали, что для Мерлина структуру построили гиганты или, что он с помощью магии транспортировал камни с горы Килларус в Ирландии, в то время как некоторые приписывали все Дьяволу.

Генрих Хантингдонский был первый, кто описал памятник в 1130 г. н.э., вслед за ним последовал Гальфрид Монмутский, который первый отметил замысловатые ассоциации с Мерлином, которые связали каменные круги с широким циклом европейской средневековой романтики. Согласно его труду «История королей Британии», когда встал вопрос о подходящем месте захоронения для погибших британских принцев, Мерлин посоветовал королю Амвросию Аврелиану собрать армию и доставить магические камни с горы Килларус в Ирландии. На горе Мерлин смеялся над неудачными попытками солдат сдвинуть глыбы с помощью лестниц, веревок и других механизмов. После этого Мерлин, используя свою собственную силу, извлек камни, погрузил их на корабли и отправил обратно в Англию, где они были установлены в Стоунхендже.

Вопреки распространенному мнению, Гальфрид не утверждал, что Мерлин приказал гиганту построить для него Стоунхендж, похоже, эта деталь была приукрашена поэтом Робертом Васом, который позже перевел оригинальный текст Гальфрида на французский.

Стоунхендж: теории

В 17 веке архитектор Джон Уэбб, писавший от имени Иниго Джонса (есть ассоциации с Индианой Джонсом, не правда ли?), утверждал, что Стоунхендж был римским храмом, посвященным Каелусу (латинское имя бога Урана), построенный по тосканскому ордеру. Позднее наиболее верным считалось утверждение, что это строение датчан. Вплоть до конца девятнадцатого века Стоунхендж приписывался саксам.

Исцеление 

В 2008 году британцы Тимоти Дарвилл и Джеффри Уэйнрайт, президент Лондонского общества антикваров, предположили, что это могло быть древнее место исцеления и паломничества так как останки в погребениях вокруг Стоунхенджа показали доказательства травмы и уродства: «Это было место магии камней, которые сделали памятник местом паломничества для больных и раненых в неолитическом мире». Радиоуглеродный анализ позволил датировать голубые камни центра Стоунхенджа между 2400 и 2200 годами до н.э. Но также были обнаружены элементы датируемые 7000 годом до н.э., что свидетельствует о человеческой деятельности на этом месте за 4000 лет до древнейшего каменного круга. Диодор Сицилийский упоминал, что это место поклонения Аполлону, который среди прочего был богом медицины и исцеления. Эта теория горячо оспаривается на основании, что она недостаточно обоснована доказательствами на местах.

Ритуальная теория

Загадки каменного круга

Многие археологи полагают, что Стоунхендж был попыткой повторить в камне более распространенные деревянные конструкции, которые усеивали равнину Солсбери в то время. Среди доисторических народов древесина была связана с живыми, а камень с мертвыми предками. Стоунхендж был концом длинной, ритуальной похоронной процессии для лечения мертвых, которая началась на востоке, во время восхода солнца, двигалась вдоль реки Эйвон, затем через «Авеню», на закате, достигала на западе Стоунхенджа. Путешествие из дерева в камень через воду было символическим путешествием из жизни в смерть. Нет достаточных доказательств, позволяющих предположить, что астрономические ориентиры Стоунхенджа были чем-то большим, чем просто символом, современные интерпретации поддерживают ритуальную роль памятника, учитывая многочисленные захоронения. Религовед Мирча Элиаде сравнивал это место с другими мегалитическими сооружениями по всему миру, посвященными культу мертвых (предкам).

Друиды

Первая академическая попытка осмотреть и понять памятник была сделана в 1640 году Джоном Обри. Он объявил Стоунхендж делом друидов. Эта точка зрения была популяризирована Уильямом Стьюкли. Обри также составил первые мерные чертежи Стоунхенджа, которые позволили провести более глубокий анализ его формы и значения. Благодаря этой работе он смог продемонстрировать астрономическую или календарную роль в размещении камней. Интерпретация Вудом памятника как места языческого ритуала была раскритикована Стьюкли, который рассматривал друидов не как язычников, а как библейских патриархов.

В начале девятнадцатого века Джон Леббок приписал это место бронзовому веку, основываясь на бронзовых предметах, найденных в прилегающих курганах. Все попытки идентифицировать людей, создавших этот колоссальный проект, были развенчаны, хотя реальных теорий было мало.

Один из самых известных доисторических памятников в мире, Стоунхендж, остается огромной загадкой. Примерно в 20 веке до нашей эры, до открытия колеса, сотни людей должны были решиться перевезти почти две сотни камней весом до нескольких тонн в место, сейчас известном как графство Уилтшир, в 130 км от Лондона. Их стимул и намерения остаются загадкой.

Стоунхендж — невероятный мегалитический ансамбль, окруженный множеством тайн и загадок. Объявлен объектом всемирного наследия в 1986 году.

Менгиры – неотесанные каменные столбы, мегалитические (доисторические) памятники, встречающиеся в Британии и Скандинавии, с высеченными (или нет) таинственными знаками, служили местами культа. Согласно основным гипотезам, знаменитые круги менгиров в Стоунхендже могли служить астрономической обсерваторией, религиозным храмом, местом собрания друидов, местом врачевания (больницей) или просто памятником. Также это было местом захоронения небольшого числа людей, возможно, принадлежащих к элите.

Описание

Стоунхендж сооружен из больших блоков метаморфических пород, распределенных по концентрическим кругам. Для строительства использовались крупные прямоугольные камни, которые изначально были увенчаны каменными перемычками (сегодня на месте сохранилось только 7).

Внутри внешнего ряда есть круг более мелких голубоватых блоков. Этот ряд включает в себя структуру в форме подковы, сделанную из песчаника и горизонтальный монолит под названием «Алтарь».

Комплекс Стоунхендж окружен круглым рвом диаметром более 100 метров и террасой с 56 могилами, известными как «лунки Обри». Оба «разрезаны» аллеей длиной 3 километра, шириной 23 метра. У основания «аллеи расположен так называемый «Пяточный камень».

Мегалиты Стоунхенджа датируются около 2500 г. до н.э. Круг с песком, который их окружает, примерно 3100 г. до н.э. Все это было частью комплекса с церемониальными проспектами и каменными кругами.

Конструкция и функции

Конструкция, в текущем состоянии, состоит из внутреннего круга с шестью большими каменными блоками, увенчанными тремя перемычками, и внешнего круга из семнадцати монолитов с перемычками. Это все, что осталось от мегалитического памятника, в который в свое время входило около 162 каменных элементов.

Стоунхендж был возведен древней культурой, которая не оставила никаких письменных свидетельств. Строительство приписывают римлянам, саксам, датчанам, магам-мерлинам, друидам или первым сельскохозяйственным общинам Великобритании. Многие аспекты Стоунхенджа, такие как он был построен, для каких целей он использовался, остаются предметом дискуссий. Ряд мифов окружает это каменное строение.

Пяточный камень и, сейчас едва различимые валы так называемого «авеню», алея из параллельных рвов ведущих к реке Эйвон (вместе образуют подобие главного входа), выровнены по отношению к закату зимнего солнцестояния и противоположному восходу солнца летнего солнцестояния. Естественный рельеф в месте, где расположен памятник, следует этой линии, и, возможно, побудил к его строительству. Выкопанные остатки костей животных позволяют предположить, что люди могли собираться на месте зимой, а не летом. Все астрономические ассоциации этого строения, как и точное астрономическое значение для жизнедеятельности людей находятся на стадии теорий и обсуждений.

Точных свидетельств, раскрывающих методы, используемые строителями Стоунхенджа, мало или нет. Многие годы различные авторы предлагали использовать сверхъестественные или анахронические методы, обычно утверждая, что камни невозможно было перемещать на такие расстояния (по некоторым оценкам до 380 км) из-за их огромного размера и веса (до 50 тонн). Тем не менее, традиционные методы, использующие неолитическую технологию, были явно эффективны при перемещении и установке камней такого размера. Как именно монолиты были транспортированы людьми новокаменного века без использования колеса или системы шкива, неизвестно.

Наиболее распространенная теория, как доисторические люди перемещали мегалиты, основывается на следах бревен, по которым катились большие камни. Другая теория переноса мегалитов предполагает использование саней, скользящих по колее, смазанной животным жиром. Эксперимент по перемещению 40-тонной каменной плиты на санях, был успешно проведен в 1995 году в окрестностях Стоунхенджа. Команде из более 100 рабочих получилось перетащить плиту на расстояние 29 км.

Дополнительно ознакомьтесь с кратким видео об этой загадочной каменной конструкции: